Маркировка табачной продукции
Ждать ли обязательного внедрения системы?
Пилотный проект по маркировке табачной продукции действует с 15 января 2018 года. Реализация проекта нацелена на борьбу с контрафактной продукцией, так как нелегальный рынок сигарет в России стремительно растет и по данным на первый квартал 2018 года достиг уровня 7,7%.
Реализация пилотного проекта
Для контроля оборота табачной продукции создана Единая национальная система цифровой маркировки и прослеживания товаров – Честный знак. В планах к 2024 году объединить в этой системе товары всех отраслей промышленности.
Для отслеживания движения товара во время производства на каждую пачку и блок наносится цифровой код Data Matrix. Код подтверждает подлинность продукции, при считывании его можно узнать название марки, дату, время и место производства.
Нажмите на изображение, чтобы увеличить
Рис 1. Маркировка продукции кодом Data Matrix
Участники пилотного проекта
Среди участников пилотного проекта – основные производители табачной продукции в России, занимающие 90% рынка: Japan Tobacco International, British American Tobacco, Philip Morris International, Imperial Tobacco. Также к проекту присоединились дистрибьюторы: ГК «Мегаполис» и ГК «СНС», розничные сети Metro CC, Дикси и Лента, компания X5 Retail Group.
Общественный контроль
Для покупателей разработано мобильное приложение «Честный Знак», которое доступно в App Store и Google Play. С этим приложением каждый может выявить контрафактные сигареты на прилавках, просто отсканировав код.
Первые результаты
Реализацию пилотного проекта разделили на два этапа.
На первом этапе компании-участники реализовали маркировку и продажу небольшого количества продукции для проверки работоспособности оборудования на производствах и информационной системы. По словам организаторов проекта тестирование системы прошло успешно. Более полумиллиона пачек с маркировкой выпущено в оборот и более 50% производств перешли на необходимое оборудование.
«Ключевой фактор успеха эксперимента – плотное сотрудничество с производителями и другими участниками оборота, позволяющее еще до начала эксперимента учесть их бизнес-процессы и технологическую специфику», – отвечает руководитель проекта по маркировке и прослеживаемости табачной продукции ЦРПТ.
На втором этапе в планах организаторов расширить географию проекта, начать массовое производство сигарет, подключить к нему импортеров и мелкие розничные магазины.
Производители кассовой техники также подхватили инновации. Компания АТОЛ первая реализовала онлайн-кассы с кодом DataMatrix.
Тестирование системы позволит государству понять, насколько она совершенна и действительно ли может повлиять на сокращение оборота контрафактной продукции.
Введение маркировки табака в качестве обязательной запланировано на 1 марта 2019 года, но будет ли она действительна внедрена, будет ясно из декабрьских итогов реализации пилотного проекта.